6.3. Сигналы светофора,
выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов,
имеют
то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их
действие распространяется только на направление (направления),
указываемое стрелками. (Вместо красных и желтых стрелок в том же
значении могут использоваться круглые красные и желтые сигналы с
нанесенными на них черными контурными стрелками.) При этом стрелка,
разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено
соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции.
Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в
направлении, регулируемом этой секцией.
6.4. Если на основной зеленый
сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она
информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и
указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал
дополнительной секции.
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде
силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только
на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а
красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также
светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный
прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с
изображением велосипеда черного цвета.
6.6. Для информирования слепых
пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы
светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
6.7. Для
регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части,
в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на
противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным
сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти
сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над
которой они расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым
сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или
налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и
необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.
При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над
полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу
запрещен.
6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других
маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них
полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя
круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы "Т".
Движение разрешается только при включении одновременно" нижнего сигнала
и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение
налево, средний - прямо, правый - направо. Если включены только три
верхних сигнала, то движение запрещено.
6.9. Круглый бело-лунный
мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает
движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих
бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в
пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива,
дрезины).
6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:
РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:
со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо,
безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам
разрешено переходить проезжую часть;
со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов
запрещено.
ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:
со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым
транспортным средствам во всех направлениях; со стороны груди всем
транспортным средствам разрешено движение только направо;
со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств
запрещено;
пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:
движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех
направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные
водителям и пешеходам.
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или
диск с красным сигналом (световозвращателем).
6.11. Требование об
остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего
устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство.
Водитель должен остановиться в указанном ему месте.
6.12.
Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания
участников движения.
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме
реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед
стоп-линией (знаком 5.33), а при ее отсутствии:
на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта
13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
перед железнодорожным переездом - в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая
помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии
регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к
экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил,
разрешается дальнейшее движение.
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части,
должны освободить ее, а если это невозможно - остановиться на линии,
разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
6.15.
Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения
регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора,
требованиям дорожных знаков или разметки.
6.16. На железнодорожных
переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора
может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий